Портретная съемка – язык тела

как изображать эмоции на фотографиях

by Dean Bradshaw

Фотография не может передавать голоса других людей, поэтому фотограф не в состоянии изобразить то, что люди говорят о себе. Однако слова, которые произносятся людьми, не всегда точно отражают те мысли и ощущения, которые люди переживают. Очень часто человеком включается некий фильтр, демонстрируется определенный стиль поведения, с помощью которых ему кажется, что он выражает то, что происходит внутри, а на самом деле поведение или демонстрация  чувств не имеет ничего общего с тем, что переживается реально.

Психологи считают, что невербальный язык общения может показать гораздо больше, чем произнесенное вслух слово. Внешность людей: как они одеваются, двигаются и позиционируют себя, говорит о многом. Значительная часть из того, что демонстрируется языком тела, происходит фактически без осознания. Люди, конечно, контролируют себя в определенной степени, но часто их физические движения передают чувства гораздо красноречивее, чем человек мог бы или хотел озвучить вслух, потому что эти чувства являются бессознательными. Например, исследования показывают, что люди, даже не осознавая этого, немного наклоняются вперед, думая о будущем, и слегка откидываются назад, когда думают о прошлом. Человеческое тело не умеет лгать!

как показать мечтательность в портретной съемке

Как же научиться понимать язык тела?

Фотографы, кто любит портретную съемку, могут получить реальную пользу для своей практики, если ознакомятся с основными моментами языка тела модели, которые отвечают, в частности, за изображение эмоций или психического состояния. Группа физических сигналов составляет закономерность, более достоверно отражающую  психическое состояние человека, чем какой-то один аспект позы тела.

Фотографы могут использовать это знание, чтобы поймать нужный момент для портретной съемки, или напрямую указать модели, что ей необходимо делать и как себя вести. Если вам приходится часто позировать или есть желание улучшить свои модельные навыки, тоже следует ознакомиться со смесью сигналов и мимических выражений лица, чтобы иметь возможность «дать настоящие эмоции» по первому требованию фотографа.

Давайте рассмотрим те нюансы языка тела, которые можно захватить камерой. «Прочувствуем» объяснение психологической составляющий даже кажущихся изначально противоречивых друг другу (сжатый кулак вместе с улыбкой на лице) проявлений человеческой личности.

Агрессия

как изобразить агрессивность в портретной съемке

Хмурый взгляд, оскаленные зубы, покрасневшее лицо с напряженным телом, стиснутые кулаки, резкие угрожающие или оскорбительные жесты.

Похоже, что кто-то вторгся на чужую территорию и можете с лихвой отхватить ненужные или враждебные последствия от тесного телесного контакта.

Концентрация и внимание

как изобразить концентрацию и внимание в портретной съемке

Очень спокойный, с пристальным взглядом, нахмуренным лбом или со сведенными бровями, открытое лицо, тело или голова наклоненные в сторону персоны или объекта, на котором сконцентрировано внимание.

Похоже, что человек не подозревает об отвлекающих факторах.

Скука

как изобразить скуку в портретной съемке

Зевота с усталым видом, отсутствующее выражением лица, сутулая спина или общая расслабленность тела, взгляд на часы, барабан пальцами.

Кажется, человеку нет дела до того, на кого или на что должно быть сконцентрировано его внимание.

Закрытость

портретная съемка изображение закрытости

by Frida Freak

Скрещенные руки, лодыжки или ноги, взгляд вниз или в сторону. Может быть, человек даже полностью обхватит себя руками.

Наверняка предпринята попытка что-то скрыть, «держать себя в руках». Естественное желание «свернуться калачиком», словно в позе, напоминающей положении плода.

Оборона и защита

язык жестов в портретной съемке

Скорее всего человек обхватит руками уязвимые части тела, опустит подбородок, скрестит руки, закроется таким образом, а затем скрестит ноги. Будет избегать прямого взгляда.

Руки используются в качестве защитного барьера, чтобы отражать от себя, кажущиеся угрожающими, вещи.

Обман

как изобразить ложь в портретной съемке

by Dmitry Elizarov

Тело напряженное. Вынужденная улыбка, руки спрятаны в карманах. Внешний вид говорит о том, что человек отвлекается, может даже потеть и будет заметно, что покусывает щеку изнутри. Взгляд в сторону.

Господство и власть

Прямая спина. Весь корпус вытянут и рост кажется выше, чем есть. Ноги широко расставлены, руки уперты в бока. Лицо неодобрительное, хмурое или насмешливое. Взгляд прямо в глаза.

Вы вторгаетесь на личную территорию человека, нарушаете правила приватности, заставляете человека обороняться. Давите на собеседника «энергетикой».

Созерцание

задумчивость и созерцание в выражении эмоций при портретной фотографии

Руки (кисти) сложены шатром, губы поджимаются, взгляд достаточно напряженный, но тело расслаблено. Руки могут касаться губ, подбородка и спинок носа.

Весь вид свидетельствует о том, что человек задумался.

Открытость

Конечности развернуты в сторону собеседника. Тело и глаза расслаблены. Верхняя одежда перекинута через руку, тугой воротничок может быть расстегнут.

Готовность (на пороге некоторых действий)

Все тело и глаза устремлены в определенном направлении. Тело еще вдобавок слегка напряжено, как будто готовится произвести движение, и руки вот-вот помогут сделать это.

Релаксация

как показать релаксацию в портретной съемке

Спокойный взгляд, нежные жесты, кажущиеся со стороны беспечными и счастливыми. Плечи и конечности расслаблены. Все тело выглядит без напряжения, уравновешенным, даже слегка размякшее.

Романтичность и сексуальность

как показать эротичность в портретной съемкекак показать эротичность в портретной съемке

by Syrian Gropius

Расширенные зрачки и неподвижный взгляд. Копирование мимики лица другого человека, поигрывание кончиками пальцев в волосах, прикосновение к своему телу, трогательные прикосновения, облизывание губ.

Перебираясь на личное пространство другого человека прежде всего слегка касайтесь кисти рук, затем уже можно предпринимать более активные действия.

Покорность

изображение покорности в фотографии

Покорность демонстрируется  статикой. Весь образ высветленный, подбородок опущен вниз. Улыбка губами, но не глазами. Прикосновения к себе или открытые позы рук  (ладонями наружу) противопоставляются разворотом тела в обратную сторону.

Стремление как можно меньше занять собой внешнего пространства.

Лицо и руки – ваши главные инструменты

Очевидно, что лицо и руки играют важнейшую роль в выражении эмоций. Руки вообще богаты нервными окончаниями, и непропорционально большие участки мозга посвящены обработке информации, которая поступает от ощущений, передающихся через них. Даже если вдруг вы сомневаетесь в важности рук при выражении мыслей или эмоций, учитывайте тот факт, что весь язык жестов вращается как раз вокруг живописных хитросплетений рук и пальцев. Существует множество общепонятных для всех людей жестов, которые «считываются» без лишних слов: поднятый большой палец вверх, рукопожатие, взмах ладони в приветствии, сжатый кулак при раздражении, угроза непоседам указательным пальцем и т.д.

Многие хорошие фотографии демонстрируют зрителю как люди используют жесты рук при разговоре, даже не подозревая сколько информации вкладывается при этом, не осознавая, что делают. Многие психологические исследования показывают, что подобные жесты помогают людям в понимании языка и тренировке памяти. Необходимо запомнить и тренироваться обращать внимание на жесты и движение рук при съемке людей.

эмоции руками в портретной съемке

by Anton Martynov

Естественно, что важным моментом является и внимание к лицам. Сложности и нюансы мимики отражают разнообразие и тонкость человеческих эмоций. Люди носят свои личности на лицах. Это и является той причиной, почему мы очарованы портретной фотографией. Известный американский психолог Пол Экман в одном из своих исследований обнародовал тот факт, что человек способен передать семь основных выражений лица, которые будут понятны и правильно истолкованы во всем мире.

Грусть

Веки приопущены, брови приподняты и могут быть чуть сведены к переносице, уголки губ тянутся вниз, нижняя губа может быть оттопырена и выглядеть больше верхней.

грусть в портретной съемке

by Zuzer Cofie

Удивление

Верхние веки и брови подняты высоко, челюсть расслаблена и немного приоткрыт рот. В зависимости от положительности эмоций уголки губ приподняты или опущены.

Гнев

Глаза сощуренные, брови опущены и подвижны. Интенсивный гнев поднимает верхние веки. Челюсть подается вперед вместе со сжатыми губами. Нижняя губа активная и может даже поджимать верхнюю.

гнев в портретной съемке

by Ovidiu Oltean

Презрение

Отражается с помощью одной стороны лица. В презрении верхняя губа растягивается и подтягивается вверх за счет носогубной складки. Иногда о презрении свидетельствует задранный кверху один из кончиков губ.

Отвращение

Нос сморщен, верхняя губа приподнимается за счет носогубной складки. Нижняя губа зачастую выступает вперед.

Страх

Глаза расширяются, верхние веки приподняты как при удивлении, но брови при этом сводятся вместе. Губы растянуты по горизонтали.

Счастье

Улыбка, скрытая в уголках рта. Вверх вытягиваются веки, скулы, шея, при этом внешние уголки бровей опускаются книзу.

выражение эмоций на лице в портретной съемке

by Brains

Лица людей, конечно же, могут выразить больше, чем эти семь эмоций, которые будут понятны окружающим, поэтому вопрос для психологов остается открытым. Ну, а нам, как фотографам, остается «мотать на ус», потому как трудно игнорировать многие нюансы мимики. Комбинации из приведенных выше семи основных выражений чувств помогут разнообразить портреты, точно пойманные тонкие аспекты выражения лица, выбор фотографировать портрет крупным планом или в анфас – это и значит быть готовым к портретным съемкам во всеоружии.

Природа и контекст языка тела

Язык тела в фотографии, естественно, не находится в вакууме. Другие элементы изображения влияют на то, как мы интерпретируем внешность и даже осанку модели, поэтому стоит рассмотреть роль языка тела в общей композиции кадра.

Углы и линии

Как сделать, чтобы линии, образованные лицом, руками, ногами, головой взаимодействовали не только друг с другом, но и с остальными линиями в пространстве кадра? Необходимо, чтобы они усиливали друг друга как в вертикальном, так и горизонтальном пространстве. Мощные вертикали, энергичные диагонали или же ломанные линии, которые конкурируют друг с другом интересными способами, – все является важным в портретной съемке.

язык тела в портретной съемке

Известно давно, что наиболее привлекательными являются кадры, когда плечи и головы портретируемых располагаются под углом друг к другу, вместо того, чтобы быть выстроенными в ряд. Если, конечно, фотограф не ставит задачу сделать кадр в воздухе которого витает агрессивность, твердость и прямолинейность. Существует даже такой термин “анфас угрозы”, когда вы сталкиваетесь с кем-то лоб в лоб.

Формы

Если внимательно рассмотреть психологические смыслы, связанные с техническими формами, можно заметить, что, например, кольцевые структуры имеют устойчивость только внутри кольца. Отсюда и защита в виде «кольцевого обхвата руками», руки, сплетенные на груди.

Треугольники говорят о фундаментальности и надежном положении – широко расставленные ноги подтверждают устойчивую опору.

Диагональ, направленная на предмет, выглядит угрожающей. Вообще в в кадре является «указующим» элементом, чем часто и пользуются фотографы. Может быть образована из того же треугольника.

Символические элементы окружающей среды. Именно от них зависит окончательная интерпретация языка тела. Расслабленно лежащий мужчина с повисшей рукой вызовет разные чувства, если будет размещаться дома у себя на диване или в вагоне переполненного метро.

портретная съемка положение моделей

Постобработка помогает расставлять акценты. Мягкий фокус всегда способствует внесению момента нежности. Высокий контраст усилит агрессивность тела. Таким образом появляется возможность управлять общим настроением снимка.

Язык тела для двоих

Какой бы интересной не была психология фотографии одного человека, великая интрига скрывается в снимках, когда мы видим взаимодействие двух или более людей. Особенно интересны фотосъемки группы людей, когда можно прочесть межличностную динамику и даже зачастую неосознанное взаимодействие между людьми, если немного быть знакомым с языком тела. Читая такие фотографии, обращайте внимание на детали.

Личное пространство

Все люди имеют невидимую для глаз зону комфорта вокруг своего тела, которая считается собственным личным пространством. Только люди, с которыми наблюдаются близкие отношения, а также домашние животные – могут находиться в этой зоне. Когда кто-либо входит в зону личного пространства, человек чувствует угрозу, дискомфорт и автоматически пытается  отдалиться или закрыться. Достаточно посмотреть даже на обнявшихся друзей, чтобы понять насколько искренняя царит между ними дружба или открытость. А двое влюбленных могут не касаться друг друга, но всей направленностью тел демонстрировать единое целое, общность  и разделенность чувств.

 Расстояние и близость

Перекликается с идеей личного пространства. Мы можем полагаться на физическое расстояние между людьми в группе, как на возможную степень эмоциональной близости между ними.

Ориентированность и трогательность

как показать близость при портретной съемке

Прикосновение, взгляды, наклоны, приближение также могут указывать на близость, или желание к ней. Направление – это язык тела, всегда видно направлен он в одну сторону или взаимен.

Кластеры (группы)

Каждая группа из трех и более человек, как правило, имеет подгруппы – т.е. людей, которые чувствуют себя более соединенными друг с другом, чем другие в этой группе. На фото можно часто наблюдать подгруппы, которые физически ближе, ориентированы в сторону друг друга или прикасаются друг к другу. Иногда можно наблюдать, что между кластерами есть как будто промежуточные люди, являющиеся своеобразным соединителем отдельных групповых элементов в единое целое.

Одиночки

Люди, которые не чувствуют привязанность к группе, игнорируют ее, или подверженные остракизму со стороны членов группы, как правило, стоят в стороне или отворачиваются от группы.

Форма группы

Форма, созданная группой, могла бы раскрыть ее общие психологические характеристики. Много кривых линий – все участники находятся в расслабленном состоянии. Прямые линии – рекомендуемая передача формальности фотографии. Круги в группе указывают на единство. Треугольные формации указывают на то, что люди обоснованно чувствуют  себя в безопасности. Вспомним классику – «стабильный» семейный портрет, когда двое родителей сидят ниже ребенка, который располагается между ними.

Где же фотограф?!

Нельзя не рассматривать своего собственного языка тела во время съемок. Фотографы часто обсуждают как их собственное взаимоотношение с  субъектами влияет на портретную съемку. Если язык тела имеет такое тонкое и бессознательное влияние на людей, то почему бы не использовать это эффективно? Например, чтобы помочь модели расслабиться, избежать демонстрации собственных тревог, следует показать ей спокойствие и надежность своей осанкой и уверенным («треугольным») позиционированием.

Психотерапевтами было обнаружено, что, если имитировать или отражать обратно чей-то язык тела, можно расположить к доверию модель даже в тонких настройках воздушного пространства, что, естественным образом положительно повлияет на результат.

как настраивать модель на эмоции

Эксперименты с языком тела, возможно даже в игровой форме, может помочь всем расслабиться, настроиться на работу, вытащить из глубин артистизм или спрятать скованность и застенчивость подальше, вплоть до окончания портретной сессии.

Активация языка тела активирует эмоции – вот что делает хорошее фото.

Другие статьи на похожие темы
10 советов, как сделать хорошие снимки детей.
Как и когда надо использовать различные цвета отражателя света?
Ура толстушкам! или Как снимать полную модель?