Техника точечного замера яркости и ее использование в HDR-фотографии

Одним из точных и эффективных способов получить правильную экспозицию при съемке – это произвести настройки в режиме выставления яркости не по средним показателям освещенности кадра, а по его центральной части. Если вам нравятся изображения с выделенными, выраженными участками – и теневыми, и средними, и высветленными, – стоит разобраться в технике spot meter, или точечного замера. Си Дайнэм (©Cee Dhinjam) – опытный фотограф, который с удовольствием делится своими наработками и помогает понять технические тонкости в съемке. Воспользуемся его рекомендациями в данном уроке.

Фото Карлоса М.М., ISO 100, F/13, экспозиция 1/125 секунды

Фото Карлоса М.М., ISO 100, F/13, экспозиция 1/125 секунды

Мы уже писали подробно о том, что такое динамический диапазон камеры (dynamic range), так как немалое число фотографов лишь поверхностно знакомо с данным понятием. Если говорить упрощенно, то динамический диапазон – это способность камеры к распознаванию и одновременной передаче светлых и темных деталей снимаемой сцены. Фотографы подчас тратят немало часов, пытаясь определить, в каком диапазоне работает их цифровая камера в конкретный момент. Такой подход непродуктивен и в корне неверен. Вы в любом случае не охватите все «оттенки серого» с техникой, которая у вас есть. Нужно будет пользоваться градуированным нейтральным фильтром, либо объединять несколько кадров с разной экспозицией с помощью ПО для создания HDR (high dynamic range).

Однако, можно эффективно делать замеры с помощью точечных счетчиков камеры – это совсем не сложно. Чтобы центр кадра стал главным «источником данных», а неинформативные участки не учитывались, пользуются режимом spot meter. Как только придет понимание, «как это работает», выставить две-три нужных экспозиции будет просто. Если же вы намерены взять градиентные фильтры, техника даст возможность выяснить экспозиционные параметры для переднего и заднего планов, чтобы выяснить, какой именно аксессуар понадобится. Ниже представлено пошаговое руководство Си Дайнэм.

Фото Алана Энга, ISO 125, F/5.6, экспозиция 1/1000 секунд

Фото Алана Энга, ISO 125, F/5.6, экспозиция 1/1000 секунды

Пошаговая инструкция для точечного замера

  1. Выставьте значения ISO (что такое ISO мы не единожды писали в своих материалах) и диафрагмы на камере. Для пейзажной сцены хорошим выбором станет минимально возможная ISO и апертура F/16 или F/22.
  2. Установите ручной режим на камере (М).
  3. Установите режим замеров экспозиции в «точечное» положение.
  4. После этого оцените сцену на переднем плане. Спросите себя, не совсем ли черно или лишь чуть-чуть, можно ли различить оттенки? Насколько светлее нужно получить изображение, чтобы были видны все нужные детали?
  5. Зафиксируйте центральное пятно, попадающее в видоискатель, чтобы учесть затемненную зону переднего плана и переместите уровень экспозиции на +2 или 3 стопа. Далее нужно заметить скорость срабатывания затвора (допустим, 1/2 секунды).
  6. Теперь – фоновая часть. При работе с пейзажем – это небо. Спросите себя хватает ли яркости, много ли на фоне оттенков, нужно ли прибавить яркости, или наоборот затемнить его? При измерении небосвода нужно найти среднетоновую область, выходящую за границы центральной зоны, например, сероватые или умеренно-синие облака, или что-то подобное. Объект должен отличаться на +1 стопа от значения экспозиции. Отыщите объективом центральную зону и добавьте значение экспозиции, затем запишите параметры выдержки (допустим, 1/1000 секунды).
Фото Андреаса Йоргенсена, ISO 100, F/2.8, экспозиция 1/160 секунд

Фото Андреаса Йоргенсена, ISO 100, F/2.8, экспозиция 1/160 секунд

  1. Итак, вы можете оперировать двумя значениями скорости затвора для пары независимых выдержек, которые потом скомбинируете. Далее с помощью камеры, установленной на штативе, скомпонуйте сцену и сфотографируйте один раз на 1/1000, и еще раз – на 1/2. Будьте аккуратны, камера и штатив должны оставаться точно на месте, не сдвиньте их!
  2. Взгляните на два кадра, чтобы решить, довольны ли вы детализацией переднего и фонового планов. Просмотрите гистограммы. Попробуйте работать на скоростях затвора больших, чем 1/2 секунды, выделяя переднюю область еще сильнее. Потом начните снимать быстрее, чем 1/1000, «проявляя» детали в самых высветленных зонах.

Это оптимальный способ использования точечных замеров, так как верное восприятие пейзажа прежде всего зависит от правильности баланса между бесконечным небосводом и передним планом. Это возможность существенно улучшить результат и получать более совершенные, эффектные и красивые снимки, а также получать качественные HDR-фотографии.

by Alex Rykov

by Alex Rykov